Статьи, Тезисы, ЭССе, Рефераты
Главная » Статьи » Этика бизнеса » Статьи |
Эсхил «Прикованный Прометей»
Шабунина Надежда, группа 21 – ПП Научный руководитель – Шевченко О.К. 1.Фабула трагедии. В основу фабулы трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» положен миф о борьбе между богом Зевсом и титаном Прометеем. Прометей был наказан Зевсом за то, что, стремясь спасти от гибели человеческий род, похитил с горы Олимп, где жил Зевс, небесный огонь и принес людям в тростнике. Прометей сделал жизнь людей счастливее и поколебал власть Зевса и его помощников — олимпийских богов. Прометей научил людей искусствам и ремеслам: строить жилища и корабли, приручать животных, распознавать лекарственные растения, преподал им науку чисел и грамоту. За это Зевс жестоко наказал титана: Прометея приковали к скале в горах Кавказа. Каждый день прилетает к нему орел и клюет его печень. Печень Прометея опять вырастает, орел снова ее клюет. Прометей обречен на вечные муки, потому что он бог, а боги бессмертны. Прометей не боится Зевса, потому что владеет тайной его судьбы, которую знает от своей матери Геи, богини Земли. Зевс посылает к Прометею бога Гермеса, чтобы тот выведал от него эту тайну. Но никакие уговоры и угрозы не могут сломить Прометея. Он не хочет открывать тайны Зевсу до тех пор, пока тот не освободит его. Он сознает свою правоту и верит в свою силу. Это помогает ему переносить все муки, которым подверг его Зевс. В блеске молний, в грохоте грома Прометей низвергается под землю, не устрашенный Зевсом и не покорившийся. 2.Личность Прометея. Эсхил называет своего героя «филантропом» — словом, которое сам изобрел и которое означает: тот, кто любит людей, друг людей. Эсхил создал образ титанической личности, для которой нравственная свобода выше физических страданий, а счастье человечества выше собственного горя. Благодаря всем этим качествам Прометей на века стал символом самопожертвования, примером борца за благо людей, за их право свободно мыслить и достойно жить. 3.Нравственные основы поступка Прометея. За нравственным поступком героя Эсхила Прометея - глубокий смысл борьбы за справедливость, равенство, братство людей, достойных лучшей участи, чем та, которую они влачили веками. Эсхил создал в своем произведении образ борца за правду и справедливость. Он противопоставил его всем другим персонажам. Так, Гефеста он превосходит силой духа, Океана — бескомпромиссностью, Гермеса — чувством собственного достоинства и независимостью. Любя человечество, Прометей непримирим к «тирании Зевса». Царь богов для него — воплощение жестокости и несправедливости. Таким образом, он выступает и как борец с тиранией, с абсолютной властью Отца, способного на любое преступление. 4.Судьба произведения в мировой культуре. Значение трагедии Эсхила «Прометей Прикованный» очень велико. У этого произведения особая судьба в мировой культуре. Насыщенный огромным гуманистическим пафосом образ непреклонного титана, заступника и благодетеля человеческого рода стал в сознании многих поколений символом несгибаемого мужества в борьбе за передовые общественные идеалы. Образ мужественного, бесстрашного, благородного и волевого титана и после Эсхила не раз воссоздавался в мировой культуре. Прометей стал героем бунтарского стихотворения Гете, проникнутых духом свободы поэм Байрона и Шиллера, музыкальных произведений Листа, Скрябина. Воспет он и многими русскими поэтами XIX—XX веков. 4.1. Образ Прометея как вечный образ в литературе Прометей относится к категории «вечных» образов мировой литературы. Образы, которые называются «вечными» в литературе стали воплощением определенных общечеловеческих черт, стали нарицательными для определенного типа людей, явлений. Образ Прометея, созданный в трагедии древнегреческого драматурга Эсхила «Прометей прикованный», также является «вечным» для мировой художественной культуры. Он - воплощение героического самопожертвования ради других, героического, бескорыстного служения людям. Также образ Прометея является воплощением железной воли, крепкого духа, непокорности. Титан Прометей стал символом вечных стремлений и идеалов человечества. Он - сильный герой, который делает осознанный выбор - быть альтруистом, помогать другим, и идет своим путем до конца. Указанные черты характера Прометея является содержанием понятия «прометеизм», которое произошло от имени титана. Это слово олицетворяет силу духа, стойкость, альтруизм - бескорыстное служение людям, способность пожертвовать собой, несокрушимость и выдержку перед страданиями. Титан Прометей вдохновляет людей быть мужественными, несокрушимыми, с честью и достоинством переносить трудности и пытки, не поддаваться на попытки противников задобрить, подкупить или запугать. Образ Прометея учит целенаправленно, не отступая, действовать во благо других людей, всего человечества. В русской литературе образ Прометея впервые появляется у М.В. Ломоносова в стихотворном «Письме о пользе стекла» (1752). Здесь Прометей показан как титан науки, ставший жертвой людского невежества. Прометей, по Ломоносову, одарил людей не огнем как таковым: он дал им увеличительное стекло, концентрирующее солнечные лучи и превращающее их в пламя. Образ Прометея часто возникает в русской поэзии XIX в. (Баратынский, Кюхельбекер, Бенедиктов, Полонский, Шевченко и др.), где он символизирует идею свободы, олицетворяет собой подвиг, столь же возвышенный, сколь и безрассудный. Шевченко в своем стихотворении «Кавказ» (1845) уже прямо понимает Прометея как политический символ непобедимой мощи завоеванных и угнетенных народов. Встречается этот образ и в советской поэзии. Так, белорусский поэт Якуб Колас интерпретирует огонь Прометея как «лампочку Ильича. В своем стихотворении «Пламя Прометея» (1945), грузинский поэт Ражден Гветадзе говорит об И. В. Сталине, что он «дал народам пламя Прометея». Далее, Г. И..Серебрякова в своей трилогии «Прометей» изображает жизнь Маркса, исходя именно из прометеевского понимания великого социально-исторического дела, осуществленного Марксом. Украинский поэт Иван Драч в стихотворении «Прометеева баллада» (1962) как бы подводит итог всей мировой значимости Прометея как символа в смысле истолкования этого символа в связи с передовыми и революционными движениями разных эпох. Прометей выступает в трагедии Вяч.И. Иванова «Прометей» (перв. редакция под названием «Сыны Прометея» - 1914, вторая - 1919). В трагедии поэта-символиста обращает внимание отсутствие цивилизаторского пафоса, свойственного многим разработкам мифа о Прометее, начиная с Эсхила, герой которого пострадал несправедливо и, по словам Иванова, заплатил за свое чрезмерное человеколюбие. У самого Вячеслава Иванова Прометей выражает «отрицательное самоопределение титанического существа», разрушающее всеединство бытия. В европейской литературе к образу Прометея обращались Боккаччо, П. Кальдерон, Вольтер, И. В. Гете, И. Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П. Шелли, Вяч. Иванов, А. Жид, Ф. Кафка и др. 4.3 Музыка В музыке Прометею посвятили свои оратории Г. Гофман, Ф. Вольфарт (1955); оперы, посвященные Прометею, были написаны Г. Хр. Вагенсейлем (1762), И. А. Фишером (1776) и Г. Форэ (1900). Свой балет посвятил Прометею Бетховен (1801). Что касается симфоний, посвященных Прометею, то из них известны симфонии Ф. Листа (1855), И. Селмера (1844—1910), А. Н. Скрябина (1913) и трилогия современного композитора Ж.Л. Мартине. Из музыкальных Прометеев остановимся на «Прометее» А. Н. Скрябина, написанном в 1913 году. В настоящее время можно установить, что образ Прометея даже и без этой симфонической поэмы «Прометей» является центральным почти для всего музыкального творчества Скрябина. Анализируя скрябинского «Прометея» хотелось бы указать глубочайшую особенность этого произведения. В «Прометее» Скрябин стремился выразить идею торжества человеческой воли. Образ Прометея был для Скрябина символом отвлеченным, являлся активным началом. 4.4. Живопись. Образ Прометея использовали в таких картинах как: Арнольд Бёклин. Поверженный Прометей; Элси Рассел. Прометей (1994); Ян Коссирс. Прометей, несущий огонь на Землю (по Рубенсу)(1637); Франц фон Штук. Прометей (1928); Тициан Прометей (Наказание титана) (1548-1549) Генрих Фридрих Фюгер «Прометей несёт людям огонь». 1817 Пьеро де Козимо. Около 1500 Картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса «Прометей прикованный». Картины мифологической тематики будут впоследствии привлекать художника на протяжении всей его творческой жизни. Свежесть восприятия жизни и стремление придать изображенному убедительность правды составляют существо произведения Рубенса. Герой античных мифов живет в полотнах Рубенса неутомимой жизнью; воспринимается как часть могучей первозданной природы. Картина Рубенса раннего периода отличается красочностью палитры, в которой чувствуется глубокий жар и звучность. Список использованных источников: 1. Эсхилл. Трагедии / Пер. С. Апта. М., 1978. 2. Лосев А. Ф. О мироощущении Эсхила / Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. 3. М. В. Ломоносов, Письмо о пользе стекла. К Высокопревосхо дительному господину Генералу Порутчику, действительному Ея Импера торского Величества Камергеру, Московского Университета куратору и орденов Белого Орла, святого Александра и святыя Анны Кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное в 1752 году.— Поли. собр. соч. в 10-ти томах, т. 8, М.—Л., 1959, стр. 508—522 4. Т. Шевченко, Кавказ, пер. П. Антокольского.— Собр. соч., т. 1, М., 1964, стр.340. 5. «Прометей». Журнал освобожденного творчества и независимой мысли, вып. 1, 1919, Украина (Полтава), стр. 22. 6. Вяч. Иванов, Прометей, Пг., 1919. 7. А. Н. Скрябин, 1915— 1940. Сборник к 25-летию со дня смерти», М.— Л., 1940, стр. 143—144. | |
Просмотров: 3628 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |