Статьи, Тезисы, ЭССе, Рефераты
Главная » Статьи » Этика бизнеса » Статьи |
Слово «этика» (греческое ethika, от ethos -
обычай, нрав, характер) обычно употребляется в двух смыслах. С одной стороны
этика - это область знания, научная дисциплина, изучающая мораль,
нравственность, их возникновение, динамику, факторы и изменения. С другой
стороны, под этикой понимается сама совокупность нравственных правил в той или
иной сфере поведения человека или организации. Как обозначение особой области
знания этот термин впервые употребил Аристотель. Понятием «этос» обозначают
согласованные правила и образцы житейского поведения, уклад, стиль жизни
какого-либо сообщества людей (сословия, профессиональной группы, социального
слоя, поколения и т.п.), а также ориентацию какой-либо культуры, принятую в ней
иерархию ценностей. Непосредственная связь этики с жизненной
практикой хорошо прослеживается в сфере, так называемой профессиональной этики,
которая представляет собой систему моральных требований к профессиональной
деятельности человека. Одним из видов профессиональной этики является этика
деловых отношений. Она возникла сравнительно поздно на основе общей трудовой
морали. В свою очередь, основное место в этике деловых отношений занимает этика
бизнеса (предпринимательства). Она включает в себя этику менеджмента
(управленческую этику), этику делового общения, этику поведения и др. Бизнес - инициативная хозяйственная деятельность,
осуществляемая как за счет собственных, так и заемных средств на свой риск и
под свою ответственность, целью которой является становление и развитие
собственного дела для получения прибыли и решения социальных проблем
предпринимателя, трудового коллектива, общества в целом. Этика бизнеса - деловая этика, базирующаяся на честности,
открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на
рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами
и традициями.
Проблемы
этики бизнеса и делового общения всё больше привлекают внимание исследователей,
менеджеров и общественных деятелей. Этическая оценка и репутация сегодня играют
немаловажную роль при заключении сделок, выборе партнеров по бизнесу,
применении санкций регулятивных органов и т.п. При этом важно отметить, что от
поступков менеджеров, от того, какие решения они принимают, часто зависят
судьбы многих людей. Целями
освоения дисциплины «Этика бизнеса» является ознакомление студентов с основами
общей этики, её основными проблемами и понятиями, а так же рассмотрение такой
прикладной сферы применения этического знания как экономическая и деловая
этика. В рамках данного курса этические проблемы и концепции рассматриваются,
прежде всего, в их отношении к бизнесу, проводится анализ различных направлений
мысли в бизнес этики и их применимости на разных уровнях предпринимательской
деятельности. Особое внимание уделяется таким нравственным аспектам предпринимательства
как его социальная ответственность перед обществом, а так же нормам и ценностям
деловой активности.
Наиболее
разрабатываемыми вопросами в этике бизнеса являются следующие: ·
взаимоотношение
между корпоративной и универсальной этикой; ·
проблема
социальной ответственности бизнеса; ·
вопросы
приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений; ·
способы
повышения этического уровня организации; ·
влияние
религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение; и некоторые другие. Содержание
дисциплины:
«Этика бизнеса»
традиционно делиться на две части: § Макроэтика; § Микроэтика; Под
макроэтикой понимается та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику
моральных отношений между как макросубъектами социальной и экономической
структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, так и его
частями; Под микроэтикой
— исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между
корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями
акций. Итог: Цель
преподавания дисциплины: освоение студентами этических основ, форм и
сфер делового общения с деловыми и официальными лицами и зарубежными (и
общественными) партнерами в рамках делового протокола, этических норм,
требований этикета, сложившихся на основе исторической практики и отчасти
закрепленных в нормативных документах и международных конвенциях.
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2097 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |