Статьи, Тезисы, ЭССе, Рефераты
Главная » Статьи » Этика бизнеса » Статьи |
Деловое общение — это ситуации, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. Чаще всего подобное взаимодействие происходит между людьми, не состоящими с друг другом в близких межличностных отношениях, и статус каждого из партнеров по отношению к другому четко определен. Существуют общепринятые нормы и представления, характеризующие то, что каждый из партнеров может требовать и ждать от другого, и нарушение этих правил будет рассматриваться как нечто необычное и, скорее всего, мешающее общению. В такого рода ситуациях важен предмет и повод, который привел к общению, без него деловая беседа вообще состояться не может[1]. Этические предпосылки науки "деловое общение" складывались на протяжении многих веков. Именно в русле этического знания, развития этической науки сформировались ведущие этические традиции делового общения. Одной из таких традиций стала восточная, которая берет свое начало со школы служилых людей Конфуция (сер. I тыс. до н. э). Этические идеи Конфуция обычно характеризуют как теорию "управления людьми на основе добродетели"[2]. Не меньший интерес в восточной традиции представляет этическое учение буддизма. И хотя в нем в прямой форме не изложены этические принципы общения людей, но в косвенной форме они присутствуют в нравственном законе буддизма, который проявляется как борьба "между хорошими, благородными свойствами человека и его дурными или скверными склонностями. Согласно этому закону этичное поведение человека основано на фундаментальном буддистском учении о вселенской любви и сострадании ко всем живым существам. В общении с другими людьми этичное поведение включает "правильную речь, правильное действие и правильный образ жизни". Правильная речь подразумевает воздержание от лжи, сплетен, клеветы и любого разговора, который может способствовать разъединению и дисгармонии в общении людей. Необходимо воздерживаться и от резких, грубых или оскорбительных выражений, бесполезной и глупой болтовни. Вместо этого нужно "говорить правду и употреблять приветливые, корректные и приносящие пользу выражения". Правильное действие - это нравственное, честное и миролюбивое поведение. Его можно достичь путем воздержания от бесчестных поступков. Правильный образ жизни поддерживается только честными способами, не причиняющими никому вреда и исключающими мошенничество. Указанные черты нравственного поведения, выделенные буддизмом, служат еще одним источником универсальных этических принципов делового общения. Для эффективного делового общения необходимы и приветливость, и честность, и корректность в отношении к деловым партнерам. В наше время актуальны такие советы античных философов, как: "говори к месту", " не позволяй своему языку опережать свой разум", "лучше думать, перед тем как действовать, чем после". Важное значение античные философы придавали соблюдению меры в общении с другими людьми. "Ничего сверх меры", "мера - наилучшее " эти принципы выполняли ведущую роль в общении. Особый интерес представляют диалоги Платона. По существу они являются творческой мастерской общения нескольких собеседников, каждый из которых демонстрирует свое искусство общения в споре, в дискуссии, в постижении истины. Именно в диалогах Платона впервые рождается диалектическое искусство общения. Столкновение противоречивых позиций собеседников происходит в рамках корректности и уважительного отношения друг к другу и к мнению другого. Это и позволяет собеседникам прийти, в конечном счете, к истинному решению обсуждаемой проблемы. В рамках общения с учениками в академии Платона утверждались такие гуманистические принципы, как благо, добро, истина, справедливость, добродетель, умеренность, благоразумие. Они и сейчас не потеряли своей социальной значимости для делового общения. Гуманистическая тенденция в западной этической мысли нашла свое продолжение и в Новое время, в концепции естественных законов Т. Гоббса. Рассматривая естественные законы, как основу нравственного общения людей, Гоббс отождествляет их с теми гражданскими добродетелями, которые способствуют как достижению блага, так и сохранению мира в государстве. Гуманистическая тенденция в западной этической мысли утверждала и другой важный принцип делового общения, выдвинутый ранее Конфуцием, - первенство долга перед выгодой. Наиболее обстоятельное обоснование он получил в гуманистической этике И. Канта. Следование долгу в деловых отношениях у Канта приобретает более жесткий характер. Основание практического закона общения Кант связывает с рассмотрением любого человека как "цели самой по себе". Такое рассмотрение исключает использование одним человеком другого в качестве средства для достижения каких-либо целей. На основании этих положений Кант формулирует моральный закон общения как "практический императив": "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". Наряду с гуманистической тенденцией в западноевропейской этической мысли в контексте политических и экономических теорий формируется прагматично-утилитаристская тенденция, которая ориентирует деловые отношения на жесткий прагматизм, расчет, максимизацию выгоды любой ценой. Зарождению этой тенденции в немалой степени способствовал макиавеллизм - учение итальянского мыслителя 16 века Н. Макиавелли. Основной постулат этого течения: политика и мораль - это две плоскости, которые никак не пересекаются и исходя из этого для достижения, завоевания и удержания власти оправданы любые средства. Основной принцип макиавеллизма "цель оправдывает средства", а всякие социальные, моральные факторы признавались как внешние рамки, которые можно и не учитывать. Таким образом, принцип экономической выгоды по существу был возведен на уровень определенной нормативной ценности, которой должен следовать человек в своих деловых отношениях. Этот тип деловых отношений получил название "деловой макиавеллизм"[3]. Следующие экономические теории середины 19 века еще больше очищают "экономического человека" от "посторонних" моральных принципов. Это человек, который не только исчисляет свою экономическую выгоду в деловых отношениях, но и оптимизирует свои действия на основе полезности и индивидуальных предпочтений. Попытки ограничить (неоклассические теории Дж. Кейнса) или расширить мотивационное поле экономического человека в деловых отношениях- (А. Сена, Ю. Эльстер, в теории социально выбора) привели к введению этических мотивов в анализ поведения экономического человека и улучшению структуры побудительных мотивов поведения. Но общая формула поведения экономического человека, предложенная в деловом общении осталась по существу неизменной: максимизация своей экономической выгоды, достижение наиболее удачного сочетания своих потерь и выгод[5]. Основатель социологической науки О. Конт, считал, что человек - это деятельное существо, но побуждение к деятельности исходит в первую очередь из чувств, а не из разума. Поэтому он утверждал, что любая деятельность человека побуждается чувством и не контролируется разумом. Человек от природы эгоистичен, но у него существуют склонности к любви, бескорыстию, которые и проявляются в общении с другими людьми. Особый интерес представляет социологическая концепция марксизма, в которой прагматично утилитаристская модель "экономического человека" подвергается жесткой критике с социально классовых и конкретно исторических позиций. Так как капитализм по Марксу явление преходящее и к тому же завершающее предысторию человечества, то и способ производства порождает определенную форму общения людей. Сущность человека при этом не остается неизменной, поскольку она выступает каждый раз как совокупность определенных общественных отношений. Формы производства согласно Марксу изменяют формы общения людей. А подлинный переворот в формах общения произойдет только с наступлением коммунистической формации[6]. Лучшие традиции национального этикета развивались в 19 веке в среде, так называемой разночинной интеллигенции, вышедшей из демократических слоев населения. В это время вырабатывались принципы новых отношений между людьми, отвергались, высмеивались бессмысленные условности, как дворянского этикета, так и мещанско-купеческой манерности, провозглашались и пропагандировались естественность и простота в общении людей между собой. К сожалению, в современном украинском бизнесе и предпринимательстве лучшие этические принципы межличностного общения, разработанные в 19 и начале 20 веков, оказались менее востребованными, чем в советский период. Можно лишь выразить надежду на то, что времена меняются и наступит период, когда самобытная российская этическая традиция будет оценена по достоинству[4]. Список использованной литературы: 1. Юркина Л.В Этикет: история и современность ч.1: Уч. Пособие – М., 2009 2. Студенту ВУЗа (интернет ресурс) 3. Теория морали и этика бизнеса. Курс лекций. Под ред.В.А. Гвозданного. - М.: Росс. Экон. акад., 1995 4. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений. М. 2008. 5. История эстетической мысли. Т.1. М., 1990 г. 6. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. - М.: Дело, 2000 | |
Просмотров: 5091 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |