Воскресенье, 29.06.2025, 23:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Авторы сайта:Малихатка Елена

Публикации студентов КГУ

Статьи, Тезисы, ЭССе, Рефераты

Главная » Статьи » Этика бизнеса » Статьи

Китайская философия: извечные понятия «Инь» и «Ян»
Луговая Елизавета Андреевна
студентка второго курса,
специальности «практическая психология»,
научный руководитель Шевченко О. К.
РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)


Постановка проблемы. Концепция о взаимодействии полярных сил «Инь»—«Ян», которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских мыслителей. Учение о дуализме сил «Инь—Ян» — непременный элемент диалектических построений в китайской философии. Представления об этих понятиях нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ Китая.

Цель исследования: Рассмотреть понятия «Инь» и «Ян» как противоположные части единого целого в китайской философии.

Ключевые понятия: Инь, Ян, Конфуцианство, противоположность, Даосская традиция, дуальность, единство.

Китайская философия является частью древневосточной философии. Ее влияние на культуру Китая, Японии, Кореи, Вьетнама равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу. В Древнем Китае философия развивалась в большей степени как мировоззрение. Большинство школ китайской философии также повлияли на зарождение религиозных течений.

Так например, даосизм – учение о дао, имело не только философский характер, но также и религиозный. Некоторые из философских школ Древнего Китая отразились в политической жизни страны. Яркий пример этому – Конфуцианство. Но также философское учение, разработанное Конфуцием, является ярким примером того, что философия Древнего Китая отобразилась в довольно разных направлениях, таких как этика, наука, образ жизни, политика, и в большей степени мировоззрение. На мой взгляд, именно философия Древнего Китая преимущественно интересней остальных направлений философии Древнего Востока.

Для философии Древнего Китая, которая возникла почти одновременно с древнеиндийской, характерна опора на священные книги – «Пятикнижие» (книга песен, книга истории, книга перемен, книга обрядов, книга весны и осени). Уже в наиболее ранней из книг упоминаются два принципа – «Ян» и «Инь», олицетворяющие два взаимодополняющих начала, которых в позднейшей традиции идентифицировались соответственно с мужским и женским началом.

Несколько позже китайская философия включает категорию «ци» - нематериальная субстанция (аналогия «праны» в индийской традиции), то, что пронизывает весь космос. Расцвет китайской философии приходится на время существования 6-ти классических школ: конфуцианства, моизма, даосской школы, натурфилософской школы инь - ян, школы имен, которая близко подходила к древнегреческому учению софистов. К концу III в. до н. э. существовали только школы конфуцианства и Дао. В обеих в той или иной форме нашла отражение характерная для общественно-политической жизни Китая идея иерархии.

Из всей китайской философии наиболее интересным мне показалось рассмотреть понятия «Инь» и «Ян». Вряд ли сейчас можно встретить человека, которому не знакомы эти слова, но в то же время мало кто сможет что-нибудь о них рассказать. «Инь» и «Ян» действительно знакомы каждому человеку, но проанализируем эти понятия глубже.

Сперва слова «Инь» и «Ян», скорее всего, означали просто «теневой» и «освещенный» склоны горы. Если это так, то трансформация этих понятий была весьма логична — ведь по-разному освещенная гора не перестает быть единой цельной горой, к тому же освещение — процесс не статичный и способен к изменению. Китайские философы фактически с самого начала дали понять, что все противоположности не только части единого целого, не только части взаимосвязанные, но и части взаимодействующие, взаимопереходящие. Чаще всего их трактовали как разные проявления сути мира — энергии «ци», по сути, и определяющие его развитие. Подтверждений этому вокруг было предостаточно: зима сменялась летом, семена возвращались в почву, племена и государства распадались и собирались. В «И-цзин» и была сделана попытка установить причины и ход этого мирового циклического движения. Для этого «Ян» обозначали сплошной, «Инь» — прерывистой линией. Затем они собирались во всевозможные тройные сочетания — триграммы.

Взаимодействие же «Инь-Ян» порождает пять элементов: воду и металл (Инь), огонь и дерево (Ян) и промежуточный элемент — землю. А уж «Инь-Ян» вместе с элементами порождает остальную «тьму вещей».

Возрождение философии началось с «Книги перемен». Вселенная троична: небо + человек + земля. Под человеком понимается император. Земля – квадрат, в центре которого находится Китай. Энергия вселенной – «цы». В которой выделяют 2 начала, «инь» и «ян».

Теория «Инь-Ян» является одной из базовых древнейших философских концепций в Даосской традиции, и не смотря на то, что сейчас трудно найти людей которые бы о ней не слышали, в действительности мало кто по-настоящему понимает ее глубину.

«Ян» и «Инь» – взаимосопряженные понятие древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Ян) и пассивный, или женский, принцип (Инь). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. Светлая половина представляет силу «Ян», а темная – означает «Инь»; однако каждая из половин включает в себя кружок вырезанный из середины противоположной половины, таким образом символизируя тот факт, что каждый из модусов должен содержать в себе зародыш своей противоположности. «Инь» и «Ян» также можно сравнить с горением свечи. «Инь» — это воск свечи, «Ян» — ее пламя. «Инь» (воск) питает и поддерживает «Ян» (пламя). Для своего существования пламя нуждается в воске. «Ян» уничтожает «Инь», и пламя горит ярко. Когда воск кончается, гибнет и пламя. В свою очередь, без огня воск безжизнен, горение прекращается и свеча не выполняет своего предназначения. Таким же образом «Инь» и «Ян» зависят друг от друга.

Принадлежность явлений и предметов окружающего мира к этим понятиям является не абсолютной, а относительной. Эта относительность с одной стороны проявляется в том, что при определенных условиях они могут взаимно трансформироваться друг в друга, то есть «Инь» может трансформироваться в «Ян», а «Ян» — в «Инь». С другой стороны она проявляется в бесконечной делимости предметов и явлений. Например, день относится к «Ян», а ночь к «Инь». Кроме того, время с утра до полудня — это «Ян в Ян», с полудня до вечера — это «Инь в Ян», с вечера до полуночи — «Инь в Инь», а с полуночи до утра — «Ян в Инь». Проявления как взаимной противоположности, так и взаимной связи предметов и явлений в окружающем мире являются бесконечными и неисчерпаемыми.

Таким образом, «Инь» и «Ян» обладают свойствами как противоположности, так и единства. Будучи противоположными по своей сути, они порождают друг друга, образуя единство.

Все явления окружающего мира имеют двойственный характер, например день и ночь, свет и тьма, движение и покой, верх и низ, жар и холод и т. д. В Китае для обобщения двойственности этих явлений со времен глубокой древности применяются термины «Инь» и «Ян».

Согласно теории «Инь – Ян», все предметы и явления окружающего мира существуют в двух взаимно противоположных состояниях. Противоположность «Инь» и «Ян» проявляется в виде их взаимного контроля и противоборства. Например, жар способен рассеивать холод, в то же время холод понижает жар. Это и есть одно из проявлений взаимного противоборства «Инь» и «Ян». Во всех предметах и явлениях окружающего мира сила одного из начал «Инь» и «Ян» находится под постоянным контролирующим воздействием другого.

Физиологический баланс в организме человека также поддерживается благодаря постоянному взаимному противоборству. Если по каким-то причинам одно из начал «Инь» и «Ян» превалирует, происходит ослабление другого начала, в организме нарушается баланс, возникает болезнь. То есть при чрезмерной активации «Инь» происходит ослабление «Ян», и наоборот. В каноне «Су вэнь» говорится: «При избытке Инь болеет Ян, а при избытке Ян болеет Инь».

Вывод: Так или иначе, обычный человек воспринимает мир дуально, есть субъект (сам человек) и объекты, которые его окружают. И эта дуальность есть ни что иное как все те же «Инь» и «Ян». Целью даосской практики является постижение своей «Изначальной Природы», которое возможно через достижения «Одного» (Единого), что означает исчезновение двойственности и достижения целостного Единства со всем Мирозданием на всех уровнях, от самого грубого, до самого тонкого.

Список литературы:


1. Лукьянов А. Е. Дао «Книги перемен» М., 1993. — 240 с.
2. Всемирная энциклопедия философии. – Минск, 2001.
3. Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. «Философия» Симферополь, 2003. – 383 с.
4. Су Вэнь
Категория: Статьи | Добавил: Наджиешка (28.05.2014) | Автор: Луговая Елизавета Андреевна
Просмотров: 4891 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]