Статьи, Тезисы, ЭССе, Рефераты
Главная » Статьи » Этика бизнеса » Статьи |
Роман Ф.М. Достоевского «Бесы»
Никоненко Александра студентка второго курса, специальности «практическая психология», научный руководитель Шевченко О. К. РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта) Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» был написан и издан им в 1871-1872 годах. Поводом для создания романа послужило газетное сообщение об убийстве в Москве студента Петровской земледельческой академии Иванова, который стал прообразом Шатова, одного из героев романа «бесы». Иванов был членом тайного сообщества «народная расправа2, вскоре он изъявил желание покинуть данное общество за что и был убит организатором общества С.Нечаевым при участии еще 4 заговорщиков. В газетах появлялись все новые и новые заметки о «нечаевском деле», а сам Достоевский будто бы ждал что-то подобное, дабы излить всю свою злобу и гнев на нигилизм. Он пишет роман и признается в его тенденциозности в письме к Н.Н. Страхову. Такой гнев Достоевского против авантюристов, которые любыми способами хотят навязать народу свои мысли и идеи можно объяснить тревогой писателя – гуманиста за судьбы всех людей. В романе описывается «пятерка» заговорщиков, сколоченная Петром Верховенским, она состоит из мелких разночинцев, которые примкнули к нигилизму только из-за моды, отсутствия настоящего дела, чрезмерного самолюбия. Этих людей абсолютно ничего не связывает, они чужие друг другу, они боятся Верховенского, боятся, возможно, того, чьим посланником он себя называет. На самом деле П. Верховенский ничтожная личность, предатель, убийца, он бездуховен. Прообразами его стали С. Нечаев и М. Петрушевский. Герои романа опустошены, они не веруют ни во что. Их идея о создании 1/10 части населения, которая будет править «стадом» из остальных 9/10 приводит в ужас. Были ли они нигилистами, революционерами? Была ли справедливость в действиях всех героев? Сам Достоевский считал, что революционные идеи чужды русскому народу, они не имеют корней в русской почве. Писатель пытается показать читателем, что рано или поздно любой русский человек изначально загоревшись революционный идеей рано или поздно потухнет, исчерпает себя, в следствии чего начинает искать свой путь, свою дорогу. Решение Верховенского «скрепить кровью» свою пятерку достигнуто обманом, убеждением. В этом нет правды, нет справедливости, нет ничего. Это абсолютная пустота человека, не способность понимать, оценивать ценность жизни любого человека. Это не истина. Все симпатии автора обращены к Шатову, который решает выйти из организации, найти свой путь, «уверовать в бога», которые остальные участники общества отрицают. Его убийство в момент просветления рассматривается Достоевским как огромная трагедия народа. В «Записных тетрадях» Достоевский писал: «...Весь вопрос в том и состоит, что считать за правду. Для того и написан роман». Героем, боровшимся за правду, который был готов жертвовать собой и всем ради правды стал Кириллов. Федор Михайлович описывал жертвование собой и всем для правды – «национальной чертой поколения». С проблемой справедливости сам Ф.М. Достоевский столкнулся в 1847-1849 году. Тогда еще будучи студентом он учувствовал во встречах, как тогда называли «кружка Петрашевского». Им приписывали различные революционные мысли и планы. Достоевского в вольнодумстве, либерализме. Вскоре, после недолгого судебного разбирательства Достоевского вместе с остальными «петрашевцами» приговорили к смертной казне через расстрел. Они стояли на площади, с мешками на головах, им зачитывали приговор. Часы неминуемо отсчитывали последние минуты... И именно в эту последнюю минуту, когда все уже были готовы принять смерть и было поднято оружие им зачитали об их помиловании. В последствии один из «петрашевцев» сошел с ума, его чувства, как и свои Ф.М. Достоевский в последствии описал в одном из монологов князя Мышкина в романе «Идиот». Возможно именно поэтому поднята тема правды и справедливости в романе «бесы». Особое значение Достоевский придавал Н. Ставрогину, он видел в нем вдохновителя современного нигилизма. Он был задуман как «мрачное лицо», «тоже злодей». Опустошенность и равнодушие – главные свойства Ставрогина. Он внушал атеизм Кириллову и идею народа-Богоносца Шатова. Они оба сначала считали его «Богом», великим учителем, но затем пришло прозрение, благодаря которому они поняли, что он всего лишь «неприкаянный барчук». Самоубийство Ставрогина – это предсказуемый и неизбежный финал его судьбы. Смерть героев романа пришла после их «просветления», понимания ситуации, проблем. Не было революционной идеи, не было в их действии правды, справедливости. Не было ничего была лишь пустота, бездуховность, неверие. В "Бесах" читатель погружается в зыбкую атмосферу всеобщей охваченности тщеславием, гордостью, утратой твердых нравственных ориентиров, безверием. Именно в такой атмосфере кристаллизуются преступные идеи, не встречающие никакого общественного сопротивления. Роман приобретает черты подлинной трагедии. Подобно шекспировским хроникам, он завершается гибелью большинства основных действующих лиц: Ставрогина, Шатова, Кириллова, Лебядкиных, Лизы. Умирает и Степан Трофимович Верховенский, пережив перед смертью глубокое духовное озарение. Его последние слова обращены к России, которую он сравнивает с больным, одержимым бесами: "Это мы, мы и те, и Петруша, et les autres avec lui, и я, может быть, первый, во главе, и мы бросимся, безумные и взбесившиеся, со скалы в море и все потонем, и туда нам дорога, потому что нас только на это ведь и хватит. Но больной исцелится и "сядет у ног Иисусовых" и будет все глядеть с изумлением". По Достоевскому, «верховенство» либералов и нигилистов в России невозможно, так как все это барские затеи чужеземного происхождения, и они погибнут подобно бесам из Евангельской притчи. | |
Просмотров: 882 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |