Воскресенье, 29.06.2025, 13:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Авторы сайта:Малихатка Елена

Публикации студентов КГУ

Статьи, Тезисы, ЭССе, Рефераты

Главная » Статьи » Этика бизнеса » Статьи

СПРАВЕДЛИВОСТЬ (Этика бизнеса)


Справедливость – это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. В частности, это соответствие прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания. Это логическая оценка действия в соответствии с критериями, зафиксированными в общепринятой и обязательной нормативной системе — законе; справедливое отношение к кому-либо, чему-либо; беспристрастие.

Этика справедливости включает в основном проблемы, связанные с отношениями бизнеса и общества в целом, и не касается, например, проблем отношений между корпорациями. Очевидно также, что стандарты справедливости не могут стоять выше моральных прав отдельной личности. Сама справедливость основана на моральных правах индивидов [1].

Этика справедливости исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основные ценности для ее представителей — человеческое равенство и справедливость как его выражение. Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в этике справедливости, является подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий .

В истории этических учений справедливость чаще всего рассматривается в качестве меры нравственного воздаяния и требования. Такое понимание верно, недаром старинной эмблемой справедливости являются весы [2].

В узком понимании справедливость – понятие морального сознания, характеризующее меру относительного соответствия различных явлений и поступков моральным ценностям, принципам в данном классе или обществе.

Справедливость имеет различное содержание в разные исторические эпохи.

Она выступает мерой моральной требовательности к личности со стороны класса, общества [3].

Справедливость - широкая этическая категория, которая охватывает широкую сферу человеческих отношений – и личных, и социальных. Это категория оценочная. Многообразные черты, которые входят в это понятие, взаимно сосуществуют, дополняют друг друга. Справедливость требует уважать права другого человека, не посягать на чужую собственность. Принцип справедливости конкретизируется в следующих требованиях: «Не обижай!», «Не вреди!», «Не нарушай чужих прав!». Требования справедливости конкретизируются в различных правилах, в частности в этикете, регулирующем безличные отношения между людьми [1].

Справедливость заключается в исполнении человеком своих обязанностей. Это могут быть обязанности, основанные на обязательствах, обусловленные конституцией и соответствующими законами, а также обязательства, основанные на нравственных представлениях о человеческом достоинстве и праве личности на уважение.

Допустим, вы работаете с партнером, заключаете с ним сделку, делите с ним прибыль. На что надо обратить внимание?

Надо, чтобы у вас, например, осталось как можно больше акций. Но чтобы при этом ваш партнер согласился и остался мотивированным. В бизнесе нет такого понятия, как справедливость, что можно только 50 на 50, а иначе несправедливо. Сколько отдать ему и сколько взять себе, это вопрос исключительно переговоров [2].

Справедливости в бизнесе вообще нет, но есть ненасилие.

Перед вами стоит  две цели:

1) как можно больше получить самому;

2) как можно меньше отдать партнеру, но чтобы он остался мотивированным.

Бывает, что приходится отдавать очень много. Люди платят своим менеджерам зарплату в миллион долларов — и это как можно меньше. Потому что если у него будет альтернатива получить в другом месте еще больше, то он и от вашего миллиона будет не мотивирован. Мотивация всегда связана с альтернативой. Бывает так, что сейчас для тебя 1000$ это много, а через какое-то время 10 000$ окажется мало. Дело не в сумме, а в альтернативе — оба должны быть мотивированы, так чтобы для каждого это была самая большая сумма, которую он может заработать. Если он где-то найдет больше, то он будет мотивирован, но не с вами, а с кем-то другим. И если вы найдете, где можно получить больше, отдав меньше, то и вы будете мотивированы с другим. Так или иначе, оба должны быть мотивированы. Он думает, как можно больше получить, но чтобы ты остался мотивированным. А вы  думаете, как можно меньше ему отдать, но чтобы он остался мотивированным. И только таким образом вы находите золотую середину.

           В некоторых компаниях размер заработной платы сотрудников пытаются сохранить в тайне. Эта практика может объясняться по-разному: «У нас такая корпоративная культура», «Нечего им в чужие кошельки заглядывать!». Но в любом случае за этим стоит стремление скрыть слишком большую и зачастую неоправданную разницу в оплате работников, находящихся на различных уровнях иерархической пирамиды, порождающую чувство несправедливости, зависть, обиду. По мнению психологов, такая практика приводит к негативным результатам. Во-первых, это сделать технически очень трудно. Со временем сотрудники все равно узнают размеры зарплат друг друга. Но эти знания дополняются большим количеством домыслов и подозрений в несправедливости там, где ее на самом деле нет. Сотрудники рассуждают так: «Если скрывают, значит есть что скрывать!» Во-вторых, по мнению украинского ученого А. С. Афонина, сокрытие зарплаты является демотивирующим фактором относительно продвижения по служебной лестнице и повышения производительности.

Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности. Вновь принятый сотрудник с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства… Назревает конфликт. Основные причины: невыполнение руководством своих обещаний и несправедливость сложившейся ситуации — сотрудник работает гораздо больше, но получает столько же, сколько получал раньше.

           Второй вывод из теории справедливости состоит в том, что оценка человеком степени справедливости отношений с компанией носит субъективный характер и может не иметь ничего общего с объективным положением дел. То, что для одного человека представляется справедливым, для другого может быть проявлением несправедливости. Например, те же неквалифицированные рабочие, в сравнении с которыми инженеры считают свою зарплату слишком маленькой, сами могут быть убеждены, что их зарплата несправедливо мала по сравнению с доходами инженеров [4].

 

Список использованной литературы:

1.       Канарш Г. Ю., Социальная справедливость как духовная основа современного российского общества ч.1: Уч. Пособие – М., 2009

2.       Кругов М. Б., Философия свободы и справедливости .- М., 2003

3.       Аристотель.,  Большая этика. Т.1. М., 1990

4.       Колаковский Л.,Осправедливости. - М., 2001 

Категория: Статьи | Добавил: Елена (28.05.2013) | Автор: Смирнова Татьяна
Просмотров: 2494 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]