Статьи, Тезисы, ЭССе, Рефераты
Главная » Статьи » Философия » Статьи |
ТРАДИЦИОННЫЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД КРЫМСКИХ ТАТАР (ИЗ РАССКАЗОВ МОЕЙ БАБУШКИ)
Амзаева Гузель Арсеновна студентка второго курса, специальности «социальная педагогика», научный руководитель Шевченко О. К. РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта) Постановка проблемы. На сегодняшний день остро стоит вопрос об отчуждении от национальной культуры и традиций. Часть крымскотатарских традиций изменились до неузнаваемости. Свадебные обряды забываются, а само мероприятие проходит под лозунгом красоты и зрелищности. Цель исследования: раскрыть особенности традиционной крымскотатарской свадебной традиции. Ключевые понятия: эзан, мулла, суннет, суннет той, разлыкъ, сес кесим, къуда, нишан, агъыр нишан, хна геджеси, траш авасы, никях, къайтарма, тым-тым, Къоран, «Мисхор къызым», «Долы», къора тепме, келин къавеси. Крымско-татарский народ, как и все другие нации, имеет свои обычаи и традиции. Они достаточно разнообразны и имею свой глубокий смысл. История традиций начинаются с самого раннего периода - рождения человека. Всё начинается с присвоения имени ребёнку, этот своеобразный ритуал, который называется «эзан», должен осуществляться в присутствии муллы (священника). Он читает молитвы и три раза нашёптывает на ухо новорождённого его имя. Следующим этапом в жизни ребенка является посвящение в мусульманство. Этот ритуал касается только мальчиков и называется «суннет (обрезание)». После принятия решения о проведении суннета и выбора дня, за десять дней до этого родственникам, друзьям и соседям рассылаются приглашения либо приглашают через посыльных. Если церемония обрезания проводилася в доме, то готовили кровать. По этому случаю постель застилали бельем, по краям вышитым различными узорами. Мать ребенка обычно еще задолго до этого случая начинала вышивать комплект белья. По традиции, во время суннета одевали наряд, сшитый специально по этому поводу. Если семья ребенка не имела возможности приобрести специальный наряд, то на ребенка одевали просто новую одежду. После всего обряда в доме проводили «суннет той», что дословно переводится как «праздник в честь обрезания», и с этого дня мальчик считался мусульманином. Но самым ответственным и главным моментом в жизни каждого человека является свадьба. Каждый народ празднует это знаменательное событие по – разному, некоторые празднуют в узком семейном кругу, некоторые пышно пируют, а некоторые не празднуют и вовсе. Из покон веков крымские татары называют свадьбу «той». И как положено, свадьбы отмечаются с пышностью, величием, великим пиром и долгим гуляньем. На свидание крымские татары не бегали – молодых знакомили родители, или какие – либо другие родственники. Традиционно крымскотатарская свадьба была целым комплексом ритуалов и длилась не один день. По словам моей бабушки: « Такая растянутость во времени позволяла будущим супругам поближе узнать друг друга и если что – вовремя отказаться от затеи». Сначала молодой человек вместе с родителями или близкими родственниками посещал дом невесты и просил «разлык» - разрешение на брак. Если родители невесты не возражали, стороны готовились к помолвке. В отличии от многих мусульманских народов, крымские татары учитывали мнение своих дочек – выдавать замуж насильно было не принято. Конечно, родители могли настоять, но делали это мягче и спокойнее. Например, говорили, что девушке в 17 – 19 лет желательно быть замужем, иначе она рискует остаться в «старухах». Следующим, немало важным этапом является помолвка, или «сес кесим» (на крымскотатарском это значит «дать слово»). Влюбленный татарин в компании сватов («къуда») приезжал в дом к невесте. Происходил обмен подарков («нишан») и оговаривалась дата свадьбы. С этого момента молодые считались полноценными женихом и невестой. За две недели до свадьбы происходил «агъыр нишан» - окончательный договор между сватами. Стороны обменивались более богатыми подарками. Как правило, это была одежда, вышивки и драгоценные украшения. Саму свадьбу играли несколько дней. Сначала в доме невесты, а потом – жениха. В ночь перед свадьбой проводили обряд «хна геджеси» - аналог девичника. Подруги и родственницы невесты окрашивали ее волосы, ступни ног и ладони хной. На следующее утро ее готовили к отъезду в дом супруга. Одновременно в доме жениха проводили другой ритуал – его торжественно брили под специальную музыку – «траш авасы». Церемония могла длиться очень долго, поэтому жениху приходилось часами сидеть с намыленной шеей. Обряд мусульманского бракосочетания «никях» мулла проводил в доме молодой. В первый день традиционно праздновали свадьбу, и обязательным ритуалом было музыкально – танцевальное оформление и у каждой свадебной хайтармы был свой порядковый номер. Женщины обязательно танцевали сложный «танец кистей» - «тым – тым». По крымскотатарскому обычаю, невеста не могла войти в дом жениха без «Къорана» - аналог славянской «Библии». «Къоран» должен был нести в дом мальчик, а выкупать – мать жениха. После выкупа священной книги, компания сватов и невеста проходили в дом жениха. Им подавали кофе, сладости и варенье. Варенье обозначало сладкую жизнь, и его должен был попробовать каждый из присутствующих. Затем жених с невестой и сваты выходили к свадебному столу под обязательную музыку «Мисхор къызым» После прихода молодых звучала специальная музыка («Долы»), которая позволяла приступать к праздничной трапезе. Ближе к полуночи молодых вели в отдельную комнату и оставляли одних. А остальные гости танцевали традиционный танец под названием «къора тепме» - это означало пожелание семейного достатка молодой паре. Утром свекровь дарила невестке драгоценное украшение, а завершал свадьбу ритуал «келин къавеси» - молодая жена варила кофе родителям мужа и гостям. Вывод. Современные крымскотатарские свадьбы сильно отличаются от тех, которые играли лет тридцать назад. Нынче свадьбы проходят под лозунгом простоты и зрелищности. Часть ритуалов, увы, изменились до неузнаваемости. Предсвадебные подготовительные процедуры тоже становятся формальностью, превращаясь в обычные посиделки в гостях, или вовсе отмирают. В прошлом остались и бритье жениха под музыку и традиция «хна геджесы». Доступно только для пользователей 1. Бекирова Г. Крымскотатарская проблема в СССР (1944—1991). — Симферополь: Оджакъ, 2004. 2. Музафаров Р. Крымскотатарская Энциклопедия. — Симферополь, 1995 3. Очерки истории и культуры крымских татар. / Под. ред. Э. Чубарова. — Симферополь, Крымучпедгиз, 2005. 4. Тюркские народы Крыма. Караимы. Крымские татары. Крымчаки. / Отв. ред. С. Я. Козлов, Л. В. Чижова. — М.: Наука, 2003. 5. Хайруддинов М. А. К вопросу об этногенезе крымских татар/М. А. Хайруддинов // Ученые записки Крымского государственного индустриально-педагогического института. Выпуск 2. -Симферополь, 2001. | |
Просмотров: 2736 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |