Суббота, 28.06.2025, 03:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Авторы сайта:Малихатка Елена

Публикации студентов КГУ

Статьи, Тезисы, ЭССе, Рефераты

Главная » Статьи » Философия бизнеса » Статьи

Идеал человека в исламе
Абдуллаева Айнур Галибкъизы
студентка второго курса,
специальности «социальная педагогика»,
научный руководитель Шевченко О. К.
РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)


Ислам – религия, гарантирующая права каждого. Стоит подчеркнуть, что в большинстве своем права человека в Исламе не только признаются, но и гарантируются. Жизнь и имущество граждан, в независимости от каких бы то ни было различий, неприкосновенны и запретны для посягательства с чьей-либо стороны, в том числе — и со стороны власти.

Ислам стоит на защите чести и достоинства каждого человека посредством запрета проклятий, ругательств и насмешек над другими. Также в Исламе осуждаются подозрительность, греховные мысли, клевета и шпионство — они считаются поступками, направленными на разложение нравственности всего общества.

В Исламе нет места расизму. В Священном Коране Аллах говорит о равенстве всех людей:
«О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом — самый благочестивый. Поистине, Аллах — Знающий, Сведущий!» (Коран, Сура 49, Аят 13).

Жизненное учение Муххамеда изложено в Коране, который стал священной книгой мусульман. Коран содержит проповеди и высказывания Муххамеда, интерпретированные им как откровение Бога. Считается, что Коран имеет небесный оригинал. Тексты объединены у 114 разделов - сур, каждая из которых имеет свое название. Идеал человека в исламе Суры делящиеся на 6226 стихов (аятов). Они написаны арабским языком. Коран Утверждает три основных идеи:

1.Существование единственного Бога - Аллаха. Он - творец всего сущего, он вечен, недоступен и не имеют себе ровных;

2.Вера в пророков.В разные времена Аллах посылал на землю пророков, среди них Авраама и Иисуса. Последний пророк - Муххамед, которому Он дал Коран, Книгу высшего и окончательного откровения, в которой выражена Его воля и указан путь спасения для людей;

3.Ожидания Судного дня: в последние дни Аллах будет судить людей за их поступками.

Пять столпов Ислама - это те принципы, которые регулируют частную жизнь мусульманина и ясно объясняют, что ожидается от него в покорности Богу.

1.Символ веры. В каждой религии содержатся утверждения, которые помогают её последователям найти правильные ориентиры в своей жизни. Символ веры ислама,«шахада», таков: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его». Эти слова означают обязательство подчиняться Богу и следовать пророку.

2.Молитва. Молитва и богопочитание в исламе - это не только личная обязанность каждого, но и акт общей веры. Через молитву человек напоминает себе, что он не Бог. Он скорее создание, чем Создатель. Когда люди забывают об этом, они пытаются поставить себя в центр Вселенной, а это неизменно ведёт к саморазрушению.

3. Милосердие. Люди, жизнь которых сложилась более благополучно, должны помочь облегчить бремя тех, кому везёт меньше. Мухаммед ввёл такой порядок в седьмом веке, установив обязательный для всех ежегодный налог. Эти деньги должны были раздаваться рабам, желающим выкупить свою свободу, беднякам, должникам, заключённым и странникам.

При этом Коран подчёркивает, что отношение дающего важнее, чем собственно размер помощи. Следует избегать гордости, высокомерия и пустых слов. Тогда дающий может очиститься и искупить свой прошлый эгоизм и безответственность.

4.Рамазан - священный месяц в исламском календаре, потому что именно в этом месяце Мухаммед был первоначально призван как пророк. Все мусульмане, которым это позволяет здоровье, постятся на протяжении всего Рамазана. С рассвета до заката они не едят и не пьют. И только после заката они могут позволить себе скромную трапезу.

Наступает время размышлений. Это период, когда поощряются примирения, и люди чувствуют большее единство друг с другом. Все, и богатые, и бедные, постятся вместе. Пост делает людей более чуткими, поскольку тот, кто сам испытывал голод, скорее отзовётся на страдания окружающих.

5.Паломничество. Последняя обязанность мусульманина, которую он должен, если это возможно, выполнить, - это раз в жизни совершить Хадж, или паломничество, в Мекку, где Мухаммед впервые получил Божественное откровение. Хадж также напоминает о равенстве всех людей. Прибыв в Мекку, паломники снимают свою одежду, ясно говорящую об их социальном положении, и облачаются в простое одеяние, состоящее из кусков материи. Исчезают все различия в положении и достатке: царь и раб равными встают перед Богом.

Шариат (по-арабски, шариа - правильный путь к цели) - комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Шариат регулирует внешние формы отношения людей к Аллаху (правила культа - ибадат), людей друг к другу (муамалят) и определяет наказания за их нарушение (укубат). Главенство Шариата над народом Бога - суть и сердце ислама.«Пусть будет из вас единая община, призывающая к добру». (Коран, 3:104)

Центральное место в нравственном идеале ислама занимает вечно кающийся грешник, стремящийся своими молитвами и благочестивым поведением снискать милость всевышнего. Испытывая постоянный страх перед всевышним, человек должен ежеминутно испрашивать у него прощения за совершенные и несовершенные грехи. Богословы говорят, что, по свидетельству имама аль-Бухари, пророк Мухаммед, являвший собой непревзойденный образец праведного поведения, ежедневно по сто раз обращался к богу, прося об отпущении грехов. Простому смертному, которого на каждом шагу подстерегают соблазны и искушения и который от природы безволен и падок на искушения, делать надо это значительно чаще, чтобы заслужить милость аллаха, говорят мусульманские проповедники.

Нравственное совершенствование, к которому зовут мусульманские богословы, замыкает человека в круг лишь личных переживаний. Оно продиктовано страхом перед всевидящим и всезнающим богом. Его цель - увеличить глубину веры у людей, способствовать тому, чтобы верующий смог предстать «чистым» перед богом на том свете и заслужить себе место в раю. В соответствии с подобным нравственным идеалом людям на протяжении веков прививались униженность, трусость, смирение, пассивность, раболепие, т. е. те качества, которые способствовали сдерживанию недовольства трудящихся своим угнетенным состоянием, побуждая их довольствоваться существующим положением, и тем самым содействовали сохранению эксплуататорского строя.

В условиях социалистического строя такие моральные установки ислама сдерживают растущую социальную активность части людей, мешают полному развертыванию способностей верующего человека, ограничивают его интересы и потребности, воспитывают в нем приспособленческую психологию.

Образ идеального мусульманина, претерпев существенную эволюцию, наделяется многими богословами нашего времени чертами, которых нет в вероучительных книгах ислама, но которые характерны для строителя нового общества, - это интернационализм, коллективизм, социальная активность, неприми -римость к врагам социализма, дела мира и свободы народов, нетерпимость к нарушениям общественных интересов и др. Однако пути приближения к этому идеалу, предлагаемые богословием, во многом остаются прежними.

Верующий человек в Исламе должен стремиться к идеалу, постоянно очищаясь, развиваясь духовно, физически и нравственно. Истинный мусульманин должен воздерживаться от поступков, которые способны уничтожить и развратить его личность. Даже в минуты, свободные от религиозных обрядов, приверженцы Ислама должны избегать всего, что может нанести ущерб телу и душе: к примеру, дурной пищи, напитков (особенно алкоголя), табака, азартных игр и вредных привычек.

Идеальный человек в Исламе должен соблюдать правила жизни, угодные Всевышнему Создателю. Вот основные нормы нравственности, которые надлежит исполнять праведному мусульманину:

• ас-сидк (аль-ихлас, вера);
• аль-амана (верность);
• адабаль-хадис (тактичность);
• аль-кувва (сила – как физическая, так и нравственная);
• аль-хильм (сострадание);
• аль-хайя (скромность);
• аль-ильм (стремление к знаниям);
• аль-джудваль-карам (щедрость);
• ас-сабр (терпение);
• ан-назафаваттаджммуль (чистоплотность) и т. д.

Об образе идеального человека в Исламе, а также о каждом из перечисленных достоинств говорится в Коране и Сунне – напрямую или с помощью притч и изречений пророков.

Мусульманская этика утверждает, что человек, желающий достичь высшего нравственного совершенства, прежде всего должен руководствоваться учением ислама о добрых и злых поступках: совершать предусмотренные этим учением добрые поступки и отстраняться от злых.. Приближение к совершенству предполагает постоянное очищение от грехов. К освобождению же от грехов ведут молитвы, обряды и пост, предписанные учением ислама, говорят служители культа.

Пять первостепенных обязанностей мусульманина - пять столпов веры, - как всегда об этом говорили религиозные деятели, «приближают мусульманина к Аллаху и обеспечивают ему благополучие в обоих мирах». Теперь же выясняется, что выполнение мусульманином столпов веры способствует также становлению человека как «полноценного и всесторонне развитого в моральном и культурном отношении» индивида.

На том основании, что мусульманские богословы зовут правоверных к самосовершенствованию, было бы неверно считать, что тем самым верующим дается обнадеживающая система их нравственного развития. Духовенство и в этом вопросе сеет неуверенность в рядах правоверных. Одному богу известно, говорят богословы, удастся ли нравственное совершенствование личности или все его старания пойдут прахом, будут напрасными.

Началом мусульманского летоисчисления является хиджра(переселение) Мухамеда к Медини (за предположениями, 16 июля в 632 г.).Мусульманский календарь делит год на 12 месячных месяцев и насчитывает 354 или 355 дней. Этим и объясняется, что по сравнению с солнечным календарем в мусульманском календаре ежегодно происходит смещение обратно на 10 дней. Идеал человека в исламеС того, что сказано в Коране и из его толкований вытекает ряд правил, которые определяют поведение каждого мусульманина в повседневной жизни. Таким образом ислам существенно влияет на семейную и общественную жизнь человека. Ислам отмечает особенными обрядами важные моменты человеческой жизни, устанавливает пищевые запреты (запрещает свинину и алкоголь), определяет наказание за вину и преступление, регулирует отношения во всех сферах (в браке, наследовании имущества и тому подобное). Эта религия позволяет многоженство и считает, что мужчины и женщины равны перед Богом, но по закону мужчины более высоки женщин.

Использованная литература:


Исак Ф. Быть мусульманином. – М., 2002.
Максуд Р. Ислам. – М., 2001.
Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М.Просвещение; 2006
Краткий сборник хадисов. Сахих аль-Бухари, пер. Абдуллы (Владимира) Нирша. М., 1999.
Категория: Статьи | Добавил: Наджиешка (27.05.2014) | Автор: Абдуллаева Айнур Галибкъизы
Просмотров: 4492 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]